Гуманитарный интеллектуальный Клуб
При сравнении праздников между собой обнаруживается, что частично они состоят из одинаковых слагаемых, иногда различно оформленных, а иногда и просто тождественных
В. Я. Пропп
Русский праздничный календарь (имеются в виду календарнообрядовые праздники) и обрядовая поэзия, сопровождающая этот календарь в своей основе – древнейший вид народного творчества. Они были теснейшим образом связаны с хозяйственной деятельностью и убедительно показывают, как на самых ранних этапах развития человечества обряды и поэзия порождались трудовой практикой и сопутствовали ей. Как правило, тип хозяйственно-культурной деятельности (ХКД) диктовал тип празднования. Так, народы, разводящие овец и лошадей (современный Казахстан, Киргизия), знают праздники отела овец «Киркуек» и праздники лошадей Ийсыах, неизвестные другим народам.
Народы, занимающиеся земледелием, формировали свой праздничный календарь, связанный с характером хозяйственной деятельности конкретного временного периода года. С весной связаны все надежды человека на будущий урожай, ей посвящены все весенние обрядовопраздничные действа. Летом – в «макушку» – изобилие работ и праздничных больших дат нет. Осень богата обрядовыми комплексами, связанными с урожаем. Зимой во всех обрядах и обычаях проходит «красной нитью» забота человека о будущем: о наступлении тепла, солнце, земле, и, в конечном счете, об урожае.
Изучение структуры праздника дает возможность определять элементы, специфичные только для определенного праздника, а также и элементы общие, переходящие из одного обрядового цикла в другой. Значение таких общих элементов подчеркнул В. Я. Пропп, который в работе «Русские аграрные праздники» изучает праздничный календарь комплексно, в совокупности и логике сменяемости одного праздничного цикла другим. Надо учитывать, что сходные элементы находятся в различных обрядовых комплексах в разных сочетаниях и занимают в них неодинаковое место.
Разнообразные их комбинации придают каждому празднику особое своеобразие. Некоторые же общие элементы полифункциональны; в зависимости от их места и роли в обряде, а также от направленности обряда их функции сменяются. Выделяя такие элементы, необходимо учитывать и их функцию в том или другом обряде. Использование одних и тех же элементов в разных обрядах можно объяснить замкнутостью годового цикла, единой мировоззренческой основой и объединяющей все действия и помыслы земледельца задачей вырастить и сохранить урожай. Единым является и понимание места человека в мире, взгляд на взаимоотношения его с природой.
Учеными замечено, что в бытовой практике крестьянина земледельческие и семейные интересы были неразрывно связаны. Этому единству соответствует и общность аграрной и свадебной обрядности, выполняющей функцию достижения хозяйственного и семейного благополучия, довольства, плодородия. Календарный праздник – это особое время и особое пространство, внутри которых разворачиваются специфические, отличные от будничных, взаимодействия людей, освященные вековыми традициями и обычаями. Каждое действие, жест, слово, костюм, еда, заигрыши в условиях праздника приобретают знаковое значение, попадая в исследовательское поле семиотики. «Знак – есть материальный, чувственно воспринимаемый предмет (явление, действие), выступающий в процессе познания и общения в качестве представителя (заместителя) другого предмета (предметов) и используемый для получения, хранения, преобразования и передачи информации о нем» (Совет. энцикл. слов. М., 1990. С. 470). Существуют языковые и неязыковые знаки. Неязыковые подразделяются на знаки-копии, знаки-признаки и знаки-символы. Знаки – (лат. signum – ‘отметка’) и знаковые системы (кинетические, вербальные, пищевые и прочие) пронизывают всю сложную фактуру календарного праздника, выявляя его древнюю мифологическо-ритуальную основу.
Лазарева Л.Н. “История и теория праздников”