Послевкусие продолжается. Встреча с Мариной Бутовской
Чем больше приоткрываются страницы знания о Культуре, тем мене категоричными становятся наши суждения о ней. И тем богаче оказывается содержание наших представлений об этом удивительном феномене человеческой жизни.
И человеческой ли только?
Теперь, после убедительных аргументов, полученных в десятках и даже сотнях экспериментов, которые проводят в животном мире профессор Марина Львовна Бутовская и ее коллеги, вопрос этот уже не кажется странным.
Действительно, культурология, особенно в лице сторонников так называемого «цивилизационного» взгляда на культуру, исходит из того неоспоримого тезиса, что культура – явление человеческой жизни. В основаниях культурологии лежит мысль о том, что все живые существа разделяются на два не пересекающихся множества (например, у Л. Уайта): 1. Это те, кто способен работать с символами и 2. Те, кто этой способности не имеет. Первые – это люди, а вторые – все другие существа с пульсирующим сердцем.
Однако, оказывается исследования этих «вторых» показывают, что и у них есть признаки культуры, которой мы отличаем себя от них:
У них тоже происходит передача накопленных навыков от «умеющих» к «неумеющим» посредством научения;
Там тоже есть имитация – подражание друг другу, воспроизведение, повторение и копирование поведения одних другими;
Там тоже есть самоузнавание (саомидентификация), которой до некоторой поры не владеют человечьи детеныши;
Оказывается, у высокоразвитых животных есть свои и весьма живучие институты социальных отношений, превращающие их общества в организации;
Животные тоже умеют манипулировать информацией, демонстрируя зачатки той пагубной забавы людей, которыми одни народы покоряют других – манипулирование общественным сознанием;
Некоторые животные умеют использовать символы, а не только знаки.
Все это либо свидетельства параллельной эволюции, которая происходила и происходит в животном мире с той поры, когда человек вышел в другой мир; либо след нашего преувеличения собственных возможностей; либо признаки короткой дистанции, которую мы прошли после одупайского события…
Во всяком случае теперь, после примеров аргументированного, красивого и потому подлинно научного исследования и рассказа об основаниях биосоциологии, который подарила Клубу Марина Львовна, рождаются новые вопросы к себе, к своей роли в этом мире, к тем возможностям пути, которые мы смеем надеяться освоить.
Послевкусие продолжается – мы размышляем…
Признаки культуры наблюдаются не у всех, а только у высокоразвитых животных, то есть у тех, кто демонстрирует признаки развитого интеллекта. Не утверждает ли это обстоятельство известную гипотезу о том, что культура происходит от тех возможностей, которые появляются у нас со способностью мыслить мир, со способностью находить смысл? То есть, со способностью сомневаться, дробить целое на части, доступные осмыслению, пытаться по новым основаниям соединить потерянное целое? И когда происходит эта потеря того самого важного для сознающего существа переживания нерасчлененности мира, когда происходит встреча с собой как с тем, что противостоит Природе, тогда и возникает эта новая реальность – Культура. Она становится тем способом, каким мы продолжаем существовать, но теперь уже как существа, потерявшие внутреннюю целостность. Если так, то понятно тогда, что единственной серьезной целью может быть новое обретение ее.
Примеры культурного поведения животных, которые развернулись во время встречи, во многом совпали с примерами родоплеменного поведения африканских хадза и указали на подобные примеры в нашем, «цивилизованном» обществе. Не означает ли это, что проявление культуры в мире, где сознание начинает свободно дополнять своими выборами инстинкты, снова появляется закономерное? И тогда каковы закономерности волящего мира?
Что может существенно различать людей от всего остального рождающегося, взрослеющего, болеющего, обучающегося, манипулирующего, спаривающегося, засыпающего, пробуждающегося и когда-то умирающего царства, если даже в культуре столько много подобия?
И если кто-нибудь из новых гостей – экспертов Клуба, глубоко разбирающихся в природе, единицей которой является «смысл», сможет показать нам, что и животные могут тренсцендировать, полагать, желать и мыслить Бога, то…
Однако, готовятся новые встречи и новые диалоги о нас самих.