Молы кунов. Пример трансформации культурных объектов.

humus7

Когда Бог создавал Землю, он, вероятно, специально сотворил в юго-западной части Карибского моря у самого побережья современного государства Панама, уникальный уголок природы, архипелаг Сен-Блас, чтобы здесь несколько сотен лет тому назад поселилось племя кунов. Куны, не имея врожденной агрессивности, нашли на архипелаге, состоящем из сотен маленьких коралловых островков, практически не возвышающихся над уровнем моря, идеальное место, чтобы укрыться от воинственных соседей и с тех самых пор мировая история забыла о кунах – мир сотрясали войны, там менялись лидеры, строились и рушились империи, свершались технологические прорывы, эпохи экономического подъема прерывались периодами экономических кризисов – в этой истории не было места для кунов.

морлы-11

Мир вспомнил о кунах всего дважды. Сначала в двадцатых годах прошлого века, когда правительство молодого в то время государства Панамы в попытке унификации своей национальной идентичности попыталось запретить кунам соблюдение собственных обычаев и ритуалов. Тогда вооруженное противостояние индейцев с правительством закончилось признанием прав кунов на собственную историю и на собственную землю – архипелаг и прибрежная полоса, где живут индейцы, были выделены в отдельную автономию, на территории которой и по сей день действуют собственные правила и законы кунов. Второй раз о кунах вспомнили в эпоху расцвета туризма, когда мир распознал изумительной красоты ручные изделия, которые изготавливают куны и которые называются молами. О них, собственно, и пойдет речь.

морлы-10

Молой у кунов называют женскую блузу, в которой спереди и сзади вшиты красивые вставки. Правда, сейчас молами стали называть уже сами вставки. Это название и закрепилось в лексиконе. И сегодня эта вставка – мола, является своего рода визитной карточкой племени куна. Примерно как матрешка в России.

История молов довольно предсказуема. Когда-то, давным-давно, индейцы разукрашивали свои тела рисунками, которые имели для них ритуальное значение. С появлением тканей, рисунки стали наноситься на ткань, а когда в племя кунов из нашей цивилизации пришли технологии (тонкие иголки, крепкие и тонкие нитки, разноцветные ткани), рисунки сменила вышивка – она хоть и требовала больше терпения и профессионализма, зато и служила гораздо дольше рисунков.

Мола – это многослойная прорезная аппликация, выполненная в реверсивной (обратной) технике. Несколько слоев, как правило, от двух до семи, разноцветных кусков ткани (обычно хлопок) сшиваются вместе. Дальнейший дизайн формируется путем убирания частей из каждого слоя. Затем края каждого слоя подворачиваются и сшиваются. Обычно швы едва заметны – это достигается путем применения нити того же цвета, что и слой, который пришивается, а также с использованием «слепого» и крохотного стежков. Лучшие молы обладают чрезвычайно тонкой строчкой, сделанной с использованием сверхтонких иголок. Самая наибольшая часть обычно вырезается из верхнего слоя, затем, от слоя к слою – всё меньшие части, тем самым раскрываются все новые и новые цвета. Эта базовая схема, однако, может быть изменена прорезанием сразу нескольких слоев одновременно и, следовательно, сменой очередности цветов. Некоторые молы также могут включать участки контрастных цветов в определенных местах, таким образом, привнося в дизайн дополнительные вариации оттенков.[1]

Очевидно, что такая тонкая работа требует много времени. И если учитывать, что женщина в семье кунов и сегодня выполняет большую часть домашней работы, она имеет возможность заниматься молами всего по два-три часа в день. Да и то не каждый день. Поэтому не трудно представить, что один мол вышивался на протяжении нескольких недель. А самые сложные даже нескольких месяцев.

Сюжетами молов являются геометрические рисунки, животные и рыбы, природные явления, сюжеты из сказок и религиозные сцены. Когда то это были картинки с местными божествами и духами, а позднее, с приходом католицизма и других ответвлений христианства (баптизм, адвентизм, лютеранство и т.п.), появились и библейские сюжеты.

морлы-12морлы-16морлы-15морлы-04морлы-13 морлы-17

Как было сказано ранее, молы всегда имели важное значение в культуре кунов – как нательные рисунки вначале, так и молы позднее служили своего рода оберегами. Поэтому делать молы женщина племени могла только соблюдая определенные ритуалы. Приступая к работе, женщина должна была надеть свою традиционную одежду и предметы, идентифицирующие ее как часть племени: браслеты на руки и на ноги. Только в этом случае духи племени помогали ей, и мола несла в себе смысл и значение. И, кроме прочего, получалась красивой.

Сегодня у кунов мола вышивается с помощью тех же инструментов, которыми это делалось сотни лет назад – тонкими иголками, острыми ножницами и тонкими крепкими нитками. Очевидно, что существующая техника создания мола предполагает исключительно ручную работу.

Каждая женщина вышивала молы исключительно для себя. Молы в племени не являлись предметом торговли. Их можно было дарить и передавать по наследству или давать в приданное. Поэтому красота и смысл имели в моле первостепенное значение. И женщины не торопились их создавать – создание смысла в принципе не терпит суеты.

Кроме культовой роли, мола служила для женщины своего рода показателем трудолюбия и вкуса: наличие у девушки красивых и разнообразных молов, вшитых в блузку, позволяло ей лучше выйти замуж, а для замужней женщины молы служили показателем достатка и благополучия ее семьи.

Однако все изменилось, когда на индейские племена стала наступать наша цивилизация с ее ценностями и технологиями. В результате этого цивилизационного давления мола приобрела еще один смысл: к культовому и социальному смыслам добавилось еще коммерческое значение – мола стала сувениром и стала приносить доход. И женщины стали вышивать молы для продажи.

Сегодня молы имеют более простые сюжеты, чем раньше и шьются они быстрее. Понятно, что чем больше молов будет вышито и продано, тем более высокий доход получит семья. Еще можно отметить, что чем ближе племя расположено к соседней цивилизации, тем проще сюжеты молов. Спрос диктует предложение.

морлы-03

По изменению техники вышивки, а также по строгости соблюдения ритуалов, сопутствующим изготовлению мола, можно определить близость племени к нашей цивилизации. Если в племени куна, женщины еще вышивают молы вручную, сохраняя принятый издревле порядок, то их соседи, индейцы племени туле, которые живут в пригороде районного центра Никокли (провинция Ураба, Колумбия), уже применяют для каких-то видов работ швейные машинки (понятно, что основная часть мола все равно вышивается вручную – даже современные технологии не дают возможности заменить здесь ручной труд). Для производства молов на продажу, женщина туле уже не призывает своих духов и не надевает свой наряд – время имеет значение: каждая минута, потраченная на соблюдение ритуалов, это несделанные стежки, а значит недополученный доход.

морлы-02

С появлением у мола коммерческого значения изменился и семейный уклад индейцев: женщина получила больше свободы в семье, ведь теперь ее деятельность приносит доход сопоставимый с доходом мужчины. И, значит, меняется роль и значение женщины в семье.

Вот так, на наших глазах происходит изменение смысловых форм молов: они теряют свои первоначальные смыслы, а взамен приобретают новые значения. Пользуясь языком культурологи, в молах, как объектах культуры происходит инверсия в основной оппозициях: объект из сакрального становится профанным. Аналогичные изменения происходят в областях онтологизации, и аскиологизации культурного объекта.

Смысловые изменения молов происходят следующим образом: появление новых технологий, а в последствии проникновение в культуру кунов новых ценностей, превращают молу из ритуального объекта в объекты искусства и коммерции. Причем эти два новых объекта при полном отделении от первоначального значения, полностью разделятся и будут существовать сами по себе и их развитие будет идти своими независимыми друг от друга направлениями.

трансформ

В целом, молы можно рассматривать в качестве одного из ключевых объектов культуры кунов. Мола – это своего рода лакмусовая бумажка, индикатор изменений. То есть, изменения в смыслах и значениях молов происходят одновременно с изменениями в культуре кунов. И молы – это объект, на котором можно наглядно наблюдать направление и ход этих изменений во всех трех базовых областях культурных оппозиций (аксиологизация, онтологизация и операционная деятельность).

Неумолим ход истории и непреложны законы развития культуры. Какая судьба ждет индейские молы? Может так случиться, что пройдет еще немного лет и молы повторят судьбу славянских рушников, и тогда мы сможем найти великолепные молы, сохранившие свои первоначальные смыслы, только в музеях. А новые молы окончательно трансформируются в коммерческий объект: они упростятся, ручная работа будет заменена машинной вышивкой, а впоследствии и банальной машинной штамповкой, а изображать на молах будут не рыбок или зверюшек, а портреты президентов страны и продавать их в качестве сувениров на набережной Панама-Сити. Или все же молы смогут сохранить свое символическое значение для кунов, превратившись в элемент уникального творчества и, тем самым, сохранить для кунов ту самую связь со своими корнями, со своей историей, которая позволяет культуре выживать, сохранять свою уникальность. Увидим…

Крючков Кирилл

По материалам экспедиции Живая Параллель-2014