Гуманитарный интеллектуальный Клуб
В клубе состоялась беседа из цикла “ОНТОЛОГИЯ ВТОРОЙ ПРИРОДЫ”. С лекцией на тему “Культура и нация в эпоху интенсивной глобализации” выступит Дмитрий Михайлович Бондаренко – доктор исторических наук, профессор РАН; зам. директора Института Африки РАН, профессор Центра социальной антропологии РГГУ.
В той форме, в которой нация, национальное государство и национальная культура известны поныне, они сложились в Европе и Северной Америке в Новое время и пережило пору своего расцвета в XIX–XX вв., будучи адекватно реалиям мира промышленного капитализма и культурного национализма. Однако в конце XX – начале XXI вв. в мире доминируют иные тенденции и процессы – связанные с глобализацией и постиндустриализмом. В самом Западном мире сегодня вынуждены пытаться отойти от концепции нации как надэтнического единства, утвердившейся к концу XVIII в. благодаря в первую очередь Великой французской революции, и искать пути решения совершенно иной задачи – поддержания единства граждан государства при сохранении привнесенного мигрантами со всего света культурного многообразия. Не единая культурная, системоценностная идентичность, доминирующая над идентичностями локальными и частными, но равноправное сосуществование множества культурных идентичностей акцентируется ныне как новая базовая национальная ценность, как источник национального развития в современных условиях интенсивной глобализации. Соответственно, глобализация – социокультурная, политическая, экономическая – ставит под сомнение будущее и национального государства как формы политической организации, и концепции суверенитета как основы его легитимности. Не надо забывать, что национальное государство – явление историческое, то есть возникающее в определенных исторических условиях и исчезающее с их изменением. Вероятно, в постиндустриальном и постсовременном глобальном мире нас ждет появление на свет и постнационального государства, одним из оснований которого будет отказ от национального суверенитета (но не политической независимости) как главного атрибута государства в пользу трансгосударственных институтов управления. Параллельно будет формироваться и глобальная транснациональная культура, не упраздняющая, но объединяющая культуры национальные. Культурный национализм же утрачивает конгруэнтность патриотизму: как национальный патриотизм, он превозносит преданность согражданам как людям одной культуры, системы ценностей, тогда как ныне согражданство не подразумевает такого единства априори, а потому все более превращается в сугубо правовую категорию, постепенно лишаясь культурного и национального наполнения. Если некогда нации возникали в результате приведения в соответствие культурных и политических идентичностей, то ныне они снова могут не совпадать: сегодня быть членом нации означает в том числе способность проявлять толерантность к инокультурным согражданам. проф. Дмитрий Бондаренко, доктор исторических наук